Командообразование: 10 принципов построения эффективной команды

Люди в команде коллективно решают поставленные задачи и работают на общий результат. Собрать людей с необходимыми навыками для решения задач конкретной направленности — не равняется тому, чтобы создать команду. За командообразованием стоит много работы. Будем разбираться, какой именно.
Эффективная команда — в чём её сила?
Результативность и сила команды определяется способностью к достижению четырёх целей:

1. Умение внедрять инновации, то есть быстрое реагирование на меняющиеся тренды, тенденции и запросы извне.

2. Перманентное повышение производительности. Когда команда может достичь или превзойти корпоративные цели, потратив при этом минимум ресурсов.

3. Создание высококачественных товаров и услуг. Продукт эффективной команды соответствует ожиданиям конечного пользователя. В нём нет дефектов.

4.
Внутреннее удовлетворение. Люди в хорошей команде довольны собой, коллегами, рабочим положением и мотивируют друг друга.

эффективность работы сотрудников

Отличительные черты хорошей команды

Узнать команду легко. От обычного коллектива её отличают такие моменты:

  • Общая цель, известная и одинаково ценная для каждого участника.
  • Осознанность и мотивированность, то есть искреннее желание реализовать общую глобальную цель. Командные достижения становятся высшей наградой для участников.
  • Характерное количество участников. В идеале — это 5-10 единомышленников, закрывающих разные направления деятельности команды.
  • Горизонтальные коммуникации. В команде есть организационная структура, но нет жёсткой иерархии. Высказываться и голосовать может каждый.
  • Коллегиальность действий. Принятие ключевых решений происходит только совместно.
  • Синхронизированность участников. Действия представителей команды не противоречат друг другу и не дублируют.
  • Единое информационное поле. Периодическое обсуждение результатов для анализа проделанной работы и получения экологичного фидбека.

Этапы развития командной работы

Команда формируется поэтапно. Людям внутри нужно время, чтобы научиться взаимодействовать друг с другом. Процесс предполагает такие этапы:

  1. Адаптация — знакомство участников и анализ поставленных внутри задач. На этапе адаптации происходит первичное распределение на мини-группы по 2-3 человека в соответствии с интересами, опытом и знаниями. Во время адаптационного периода эффективность команды не может быть высокой. Внутри нет доверия и полного взаимопонимания.
  2. Группирование — переформирование групп, в ходе которого происходит анализ несовпадения персональных интересов с командными целями. Здесь могут высказывать недовольства. Это нормально — с недовольствами нужно работать, изучать и принимать.
  3. Кооперация — стадия привыкания. Люди осознают, что для достижения целей им нужно работать совместно.
  4. Нормирование деятельности — разработка и внедрение нормативов, принципов командной работы. Происходит, когда участники уже чуть-чуть сработались и наладили взаимоотношения.
  5. Функционирование — этап принятия решений. На стадии функционировании участники команды умеют определять назревающий конфликт и решать.

Принципы эффективного командообразования

Есть десять неизменных принципов:

  1. Постановка понятных целей и сверхзадач.
  2. Коллективная работа над задачами.
  3. Постоянный обмен знаниями и профессиональный рост.
  4. Умение нести личную ответственность перед командой.
  5. Создание комфортных внутренних условий и отсутствие барьеров.
  6. Делегирование задач.
  7. Продуманная система стимулирования и поощрения.
  8. Внутреннее доверие.
  9. Лёгкая, креативная атмосфера.
  10. Продуктивность функционирования.

Перечисленные принципы — базис, на котором строится результативная работа. Базис может расширяться. Обычно расширение происходит точечно, когда на это появляется запрос.

Для качественной работы важна скорость психологической адаптации новых сотрудников, налаженность взаимопонимания между людьми из команды. Особенно, когда в неё приходит новый человек. Команде нужен компетентный координатор, который будет следить за тем, чтобы перечисленные принципы соблюдались. Дальше мы рассмотрим каждый из них в разрезе.
В вашей компании необходимо построение высокоэффективных групп и команд?

1. Постановка понятных целей и сверхзадач

Команды, показывающие сильные результаты, знают ответ на три вопроса:

  • В каком направлении они движутся?
  • Для чего они движутся в выбранном направлении?
  • Почему каждый из сотрудников делает свою работу?
У высокоэффективной команды есть чёткая сформулированная миссия или сверхзадача. Это не корпоративные цели, а смысл существования коллектива, мотивирующий двигаться.

Общая миссия задаёт направление работы и создаёт импульс к её выполнению. Сверхзадача не может совпадать с поставленной внутри другой команды. Это всегда про индивидуальность. Выбранная миссия становится одной из значимых жизненных целей для каждого члена команды. Чтобы идея компании завоевала умы сотрудников, о ней важно регулярно говорить.

2. Коллективная работа над задачами

Участники команды тесно и плодотворно взаимодействуют друг с другом. Никто не работает в индивидуальном порядке — это снижает результативность. Сотрудники в команды знают личные и профессиональные особенности своих коллег, что помогает подстраиваться в работе.

Задачи совместно обсуждаются, выполняются и анализируются, на основе чего позже внутренние процессы могут модернизироваться. Коллективная работа приводит к общему всплеску энергии.

3. Постоянный обмен знаниями и профессиональный рост

Одним из направлений командной деятельности должно быть повышение показателей — групповых и индивидуальных. Профессиональный рост сотрудников помогает быстрее достигать целей. При этом важно, чтобы рос каждый участник. Если кто-то заметно отстаёт — это тянет вниз весь коллектив.

Координатору команды нужно продумать, как отслеживать и показывать участникам рост. Например, можно делать это через тесты, присвоение баллов и т.д.

Вопросы, которые возникают у конкретного сотрудника, лучше решать совместно. Таким образом происходит преемственность знаний и нарабатывается единая, удобная для всех схема решения проблем. С наработкой алгоритмов их можно вывести в шаблоны, чтобы сократить количество времени, затрачиваемого на рутинные процессы.

Обмен знаниями и рост участников состоит из таких моментов:

  • Налаженные механизмы коммуникации. Умение быстро собраться и короткий срок выполнить рутинные задачи, когда нужно принять важное решение или пересмотреть какие-либо механизмы. Умение проводить совместный мозговой штурм.
  • Координированность действий. Понимание, кто и какой вклад делает в общее развитие.
  • Соотношение вкладов. Понимание взаимосвязи между действиями друг друга, что помогает с большей результативностью использовать собственные знания и опыт.
  • Поддержка и умение делиться навыками. Участники команды умеют помочь коллеге. Готовы объяснять и учить, когда это нужно.

4. Умение нести личную ответственность перед командой

Участники команды понимают, что результат зависит от вклада каждого. То есть каждый человек знает, что он ответственен перед остальными, перед компанией в целом и перед конечным пользователем продукта деятельности. Это важно для повышения серьёзности и ответственности при выполнении конкретного задания.

5. Создание комфортных внутренних условий и отсутствие барьеров

Участникам команды легко общаться друг с другом вне зависимости от статуса. Координаторы, руководители, новые и старые члены команды — все должны одинаково хорошо коммуницировать и понимать друг друга.

Поэтому важно замечать и говорить об успехах каждого из участников, устраивать регулярные общие рабочие и не рабочие встречи. В том числе с владельцами бизнеса, руководителями проекта и т.д.

Встречи дают обратную связь по совместной работе и помогают раскрыть личность специалистов, без чего невозможно глубокое взаимодействие. У руководителя должно находиться время периодически общаться с каждым сотрудником тет-а-тет. Это необходимо для высказывания мнения, которое по каким-то причинам осталось не озвученным на общей встрече. И понимания: почему это мнение осталось не озвученным?

6. Делегирование задач

Умение делегировать — в целом хорошая черта для любого человека, не только в работе. В командной деятельности этот навык особенно ценен. В сильной команде у специалистов уникальные навыки и умения, но они должны работать в синергии. Для этого необходимо знать, как их объединять.

Задачи в коллективе можно и нужно перераспределять, ориентируясь на нагрузку. Например, есть два сотрудника, которые могут выполнить одну задачу. Чаще эту задачу выполняет первый. При этом первый справляется за час, а второму нужно 20 минут. Если загруженность второго позволяет, задача передаётся ему — и он воспринимает это адекватно, а не как лишнюю работу. Первому же сотрудники в таком случае поручается другая задача, с которой он справится эффективнее.

7. Продуманная система стимулирования и поощрения

Людей в команде нужно мотивировать. Способ мотивации определяется в соответствии с направлением деятельности команды. В случае с производственными группами лучше работает финансовая мотивация — премии, повышение оклада и т.д. При этом нужно помнить о моральной удовлетворенности и поощрять команду словесно.

Для креативных и других форм интеллектуальных команд, больше подойдёт стимулирование в виде перспективы карьерного роста, получения международных наград, а вместе с ними обретение известности и т.д.

8. Внутреннее доверие

Команда без доверия не может существовать. Без доверия — это группа людей, которые работают вместе. Благодаря доверию в коллективе комфортно. Сотрудники становятся взаимозаменяемыми, что сильно помогает на пути к глобальной цели.

Для доверительной атмосферы руководитель должен уметь отпускать, не держать под контролем каждый микропроцесс. Когда остальные участники видят доверие со стороны руководителя, им проще доверять друг другу. Тотальный контроль в командной работе — большая ошибка. Нужно понимать, что вы работаете со спецами, которые знают что делать и при этом всегда могут положиться на опытность или знания другого участника команды.

9. Лёгкая, креативная атмосфера

Корпоративная культура топовых компаний включает весёлую, легкую и креативную атмосферу. Для участников команды работа — это про праздник, а не про повинность и обыденность. Конечно, могут быть тяжёлые дни, но в это время каждый знает, ради чего работает и что после сложной работы ждёт совместный отдых.

Совместные выезды на природу или даже за границу, походы в боулинг, на выставки или в кино, организация совместных обедов или после рабочих ужинов, повседневный юмор — пользоваться можно любыми инструментами. Участникам команды нужна периодическая совместная эмоциональная разгрузка.

В объединении помогают:

  • Оригинальные ритуалы и традиции — утренняя зарядка, вечеринка с пиццей в конце месяца и т.д.
  • Мотивационные собрания в неформальной обстановке.
  • Создание и развитие корпоративной культуры. Например, ведение странички о жизни команды в Instagram.
  • Проведение корпоративных мероприятий, которые не ограничиваются вечеринками. Походы в квест-румы и на экскурсии подойдут гораздо больше.

10. Продуктивность функционирования

Продуктивность определяется продолжительностью существования команды. Процессы командообразования нужно регулировать, анализируя особенности направления деятельности и личностные черты каждого из участников. Это поможет сделать условия одинаково комфортными для всех. А комфортность условий — важный шаг на пути к желаемой продуктивности.

Для продуктивной работы нужно ставить глобальные, главенствующие и мини-цели, формулировать понятные задачи и подзадачи. Производительность нужно замерять в соответствии с поставленными целевыми показателями. Участники команды должны знать целевые показатели, чтобы ориентироваться на них.

Продуктивная работа происходит бесконфликтно и целостно. Для этого в команде:

  • Работают эксперты, умеющие решать задачи в своём направлении.
  • Люди могут влиять на принимаемые решения, конечный результат и продукт.
  • У каждого есть креативный, творческий потенциал, который может быть реализован.
  • Выслушиваются, рассматриваются и по-возможности пробуются идеи каждого.
Решения в команде принимаются совместно, с учётом мнения не только руководителей, но и остальных участников.
Построение эффективных команд
Оказываем услуги по построению эффективных групп и команд

Рекомендуем к прочтению по теме: