Как научиться проводить тренинги для сотрудников?

Каждый, кто начинает свой путь в тренерской профессии, хочет делать свою работу хорошо. Но возникает вопрос – а как научиться проводить тренинги? Как стать хорошим тренером?

Как и во многих других профессиях, в тренерстве необходимо много работать, нарабатывать опыт, повышать свою квалификацию. Есть 2 важных вопроса, на которые у тренера должны быть ответы:

  1. как разработать программу тренинга под цели группы

  2. как его провести, чтобы группа получила необходимый результат.
В этой статье постараемся раскрыть ответы на эти вопросы. А дальше - практика, только практика и ничего кроме практики.
Структура тренинга
Чтобы начать работу над программой тренинга, четко сформулируйте его результат. Для этого определитесь с целями и задачами обучения. В зависимости от них вы и будете выбирать средства.

Шаг 1. Формулировка целей: что должны участники знать, понимать и уметь по результату обучения?
Шаг 2. Поиск информации: какую полезную информацию, теорию, инструменты вы хотите донести участникам?
Шаг 3. Выбор методов: какие упражнения позволяет закрепить новые знания на практике?
Шаг 4. Написание сценария: как логично и последовательно выстроить обучающие блоки, чтобы участники получили результат?
Шаг 5. Проведение тренинга: где и когда, какое количество участников в группе?
Шаг 6. Работа с результатами: как участники тренинга применяют в работе полученные знания и инструменты?
адаптация менеджера по продажам
В тренинговых блоках используют следующие форматы:

  • Мини-лекция. Для объяснения теоретической информации.

  • Групповая дискуссия. Для сбора опыта и мнений участников тренинга, единого понимания используемых терминов и понятий, общего понимания ключевых моментов.

  • Обратная связь. Для рефлексии пройденного материала и полученного опыта.

  • Метафорические упражнения. Для получения опыта и взгляда на стратегии участников без привязки к их непосредственной деятельности.

  • Ролевые игры и кейсы. Для проработки новых навыков и знаний, их закреплении во взаимодействии участников друг с другом на реальных рабочих ситуациях.

  • Мозговой штурм. Для выработки группового решения и поиска новых идей.

  • Разминки. Для поднятия энергии группы.

Что влияет на успех тренинга?

Критерии успешного тренинга :

  • Свежий, небанальный материал. Не нужно рассказывать о том, что Земля круглая, трава зеленая, а после весны идет лето. Важно, чтобы информация или инструмент, которым вы хотите поделиться с участниками были для них интересны.

  • Личный опыт тренера в излагаемой теме. Всегда чувствуется, когда тренер никогда не применял на практике то, что рассказывает. Ваша задача не только рассказать, но и научить применять на практике полученную информацию.

  • Программа, адаптированная под сферу деятельности участников

Самобытный способ подачи материала. донесения мыслей. Тренер, в первую очередь тот, кто отлично выступает на публике и умеет организовать дискуссии между участниками. Харизматичный лектор привлекает внимание, вызывает интерес, который обязательно должен возникать у публики. В противном случае мероприятие превратится в скучный теоретический урок.

Этапы проведения тренинга

Отличительная черта тренинга – наличие развернутой практической части. Благодаря этому можно не только получить знания, как на лекции, но и обрести навыки. Преподаватели Тренеры участников к общению, предлагают коллективные игры, упражнения.

Детальный план позволяет сохранять мотивацию на протяжении всего обучения.

Последовательность блоков в тренинге:

  • подготовка — прояснение результатов обучения и их оценка;

  • знакомство — начало работы учебной группы, выявление целей сотрудников организации и уровень их соответствия целям заказчика;

  • активизацию — введение участников в тему, ознакомление с содержанием учебного занятия;

  • проблематизацию — проведение ролевой игры, выявление истинных навыков работников компании; обучение — работа по схеме «информация — обработка — действие»; закрепление — предложение закрепляющих упражнений для осознания опыта; обратную связь — предоставление результатов заказчику.

  • Подготовка. Постановка целей, определение прогнозируемых результатов и способов оценки эффективности.

  • Знакомство. Начало работы учебной группы, выявление целей сотрудников и уровень их соответствия целям заказчика.Побуждение. Активизация. Ознакомление участников с темой и структурой тренинга.

  • Проблематизация. Проведение ролевой игры, которая покажет уровень навыков участников в обсуждаемой теме, пробел, актуальность изучаемой темы. Теория. Подача материала, объяснение новых инструментов.

  • Практика. Закрепляющие упражнения для тренировки полученных знаний.. Рефлексия. Осознание ценности полученных знаний и опыта и план применения их в реальной жизни и работе участника.
Важно соблюдать последовательность этапов, для поддержания уровня энергии группы и мотивации ее участников.
Оказываем услуги корпоративного обучения сотрудников в оффлайн и онлайн формате

Управление групповой динамикой

Можно долго готовиться к тренингу, изучать материал, прочитать десятки умных книг, составить замечательную программу тренинга, продумать упражнения, но успешность тренинга также зависит от того, как тренер сможет выстроит коммуникативный процесс - взаимодейтсиве с участниками, управление вниманием аудитории, создание рабочей атмосферы, работа со особенными участниками группы. Такой процесс называют групповой динамикой, а задача тренера уметь ей управлять.

Под групповой динамикой в тренинге понимается энергетический уровень группы – бодрость участников, их вовлеченность в процесс тренинга, открытость новому материалу или новому взгляду на старый, готовность быть активными и сам факт активного участия.

Какие могут быть сложности?

  • участники не понимают смысл их присутствия на тренинге: "нас отправили - мы пришли", "ну что вы нам нового расскажете, мы все знаем", "лучше бы мы работали, тратим время впустую" и т д

  • монотонная деятельность в течение всего тренинга: например, огромное количество теории и говорящая голова, отсутствие взаимодействия с участниками; отсутствие практических примеров из жизни

  • не учитываются физиологические потребности участников (неудобное время проведения, отсутствие перерывов

  • в одну тренинговую группу собираются опытные/прокаченные участники и новички.

  • уровень знаний и компетенций тренера ниже, чем участников группы

Если участники не вовлечены, не осознают ценности в теме тренинга, то результативность будет равна 0, поэтому тренеры всегда озадачены, что сделать, чтобы участники не только присутствовали и слушали со стороны, но и активно участвовали в обсуждении и отработке навыка

На уровень вовлеченности влияет все: от качества информации и ораторских способностей тренера, презентационных материалов, правильно подобранных активностей в процессе тренинга, их чередование до индивидуально-психологических особенностей отдельных участников тренинга.

К тому же тренинг всегда подразумевает группу участников. Любая группа, даже если она состоит из давно знакомых между собой людей, будет проходить определенные этапы формирования и развития. Тренеру важно знать основные закономерности и этапы жизненного цикла группы, чтобы управлять этим процессом. В противном случае он будет идти сам собой.

Как провести тренинг эффективно?

В любом тренинге важно, в первую очередь, 2 аспекта: участники находят в нём конкретную пользу и применяют изученное в дальнейшей жизни. Ниже несколько советов, которые позволят ваш тренинг сделать:

1. Не распыляйтесь

Выберете только самую нужную информацию, которая может быть практически применима в жизни. Сфокусируйтесь исключительно на теме тренинга, что конкретно должны будут знать и понимать участники по окончанию занятия, не уходите в сторону и философские рассуждения. Используйте следующий алгоритм: сначала расскажите о чем, вы планируете рассказать, затем поделитесь теоретическими материалами, которые подготовили для группы, а в конце сделайте резюме преподнесённой информации, расставив нужные акценты.

2. Давайте инструменты

Меньше теории - больше практики. Обязательно дайте людям инструменты, как они полученную теорию смогут использовать в своей работе и жизни. Отличие лекции от тренинга, что участники должны получить не только знания, но и навык.

3. Давайте новый взгляд

Люди, приходящие на тренинг, обычно уже интересовались материалом по этой теме. Ваша задача – дать новый взгляд на привычные явления и факты. Это позволит вам встряхнуть их и дать пищу для ума. А чем больше человек после тренинга думает, тем лучше он усваивает информацию с него и тем больше перемен в его жизни случается. То есть – тем эффективнее становится тренинг. Например, вы можете сказать, что не надо бояться волнения во время публичного выступления.

4. Создавайте переживание

Эмоции делают тренинг ярким и способствуют лучшему закреплению материала. Используйте образы, метафоры. Активно вовлекайте участников в процесс обучения и получения опыта. Не забывайте этап рефлексии. Только осознанный опыт идет в копилку инструментов, которые участники будут потом использовать.
Разумеется, секретов и «фишек» всегда больше, чем можно уместить в одну статью. Профессии тренера, как и любой другой профессии нужно учиться, а оттачивать мастерство все остальное время. Сейчас профессия тренера трансформируется и даже опытным тренерам приходится осваивать новые инструменты и особенности проведения тренингов в онлайн.
Научитесь проводить тренинги
Команда BeOnTime готова поделиться секретами разработки и проведения тренингов в онлайн

Рекомендуем к прочтению по теме: