Можно долго готовиться к тренингу, изучать материал, прочитать десятки умных книг, составить замечательную программу тренинга, продумать упражнения, но успешность тренинга также зависит от того, как тренер сможет выстроить коммуникативный процесс — взаимодействие с участниками, управление вниманием аудитории, создание рабочей атмосферы, работа с особенными участниками группы. Такой процесс называют групповой динамикой, а задача тренера уметь ей управлять.
Под групповой динамикой в тренинге понимается энергетический уровень группы — бодрость участников, их вовлеченность в процесс тренинга, открытость новому материалу или новому взгляду на старый, готовность быть активными и сам факт активного участия.
Какие могут быть сложности? - участники не понимают смысл их присутствия на тренинге: «нас отправили — мы пришли», «ну что вы нам нового расскажете, мы все знаем», «лучше бы мы работали, тратим время впустую» и т.д.;
- монотонная деятельность в течение всего тренинга: например, огромное количество теории и говорящая голова, отсутствие взаимодействия с участниками; отсутствие практических примеров из жизни;
- не учитываются физиологические потребности участников (неудобное время проведения, отсутствие перерывов);
- в одну тренинговую группу собираются опытные/прокаченные участники и новички;
- уровень знаний и компетенций тренера ниже, чем участников группы.
Если участники не вовлечены, не осознают ценности в теме тренинга, то результативность будет равна 0, поэтому тренеры всегда озадачены, что сделать, чтобы участники не только присутствовали и слушали со стороны, но и активно участвовали в обсуждении и отработке навыка.
На уровень вовлеченности влияет все: от качества информации и ораторских способностей тренера, презентационных материалов, правильно подобранных активностей в процессе тренинга, их чередование до индивидуально-психологических особенностей отдельных участников тренинга.
К тому же тренинг всегда подразумевает группу участников. Любая группа, даже если она состоит из давно знакомых между собой людей, будет проходить определенные этапы формирования и развития. Тренеру важно знать основные закономерности и этапы жизненного цикла группы, чтобы управлять этим процессом. В противном случае он будет идти сам собой.